КНИНОЭКРАН И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА

Рассчитанный на миллионы зрителей, обращенный к массам, советский кинематограф занимает особое место в мировом искусстве, в идеологической борьбе, с напряженностью идущей в наше время между силами социализма и защитниками империализма.
Роль советского кино, сила его влияния определяются связями кинематографии с делом коммунистического строительства и насыщенностью передовыми идейными и нравственными убеждениями, превосходством художественных вкусов широких масс советских людей.
Киноискусство черпает свою силу, свое содержание, и свою эстетику в социалистической действительности, в трудовых свершениях наших людей, в идейно-политическом единстве советского народа. На международной арене оно представительствует от имени исторически прогрессивной художественной культуры.
Сегодня, когда в результате настойчивой и целеустремленной внешней политики Советского Союза и всего социалистического лагеря возобладала тенденция, ведущая к разрядке международной напряженности, к закреплению принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, искусство приобретает особое значение в мировом художественном процессе, в борьбе за социальный и духовный прогресс современного общества.
8
Климат в мире меняется к лучшему, но силы, заинтересованные в возобновлении «холодной войны», не исчезли, существует опасность провокаций, сохраняются очаги напряженности.
Нужно со всей определенностью подчеркнуть, что на фоне обнадеживающих тенденций современного международного развития не отменяется историческое противоборство между социализмом и капитализмом. Разрядка международной напряженности не меняет коренных целей рабочего класса, как не меняет она и классовых целей буржуазии. Идеологические формы исторически неизбежного противоборства приобретают ныне особое значение.
Противостояние двух миров, двух общественных систем капитализма и социализма находит отражение во всех современных проявлениях художественной деятельности. Вполне естественно, что в таком могущественном искусстве, как кинематограф, борьба двух идеологий приобретает особую остроту и достигает чрезвычайной сложности.
Л. И. Брежнев в своем приветствии участникам и гостям Всесоюзного кинофестиваля в Кишиневе пишет:
«Массовость кинематографа, универсальность его воздействия на духовный и эмоциональный мир человека делают кино влиятельной силой общественного развития. Партия заинтересована в том, чтобы эта сила все более активно использовалась в борьбе за коммунизм.
Революционная новизна и историческая молодость нашего общества требуют от киноработников творческой инициативы и смелости в художественном освоении действительности и перспективы ее развития».
Эстетические проблемы советского кинематографа прямо и неизменно связаны с его идеологическими задачами, с борьбой за духовное здоровье человека и расширение влияния социалистических идей и вкусов в глобальных масштабах нашего времени.
Повсеместно возрастающий интерес к нашей стране, вызванный экономическими успехами и последовательной борьбой за мир, демократию и социальный прогресс, открывает новые возможности для расширения идеологического наступления, для пропаганды успехов социалистической культуры, советского образа жизни и разоблачения империализма, его идеологии, его культуры.
9
Для эффективной реализации этих задач необходимо совершенствовать содержание и язык создаваемых нами фильмов. Наши противники приспосабливают свои идеологические установки к новым условиям, происходит изменение позиций, привлекаются новые, подчас сложные и завуалированные формы «экспорта» идей, враждебных гуманизму, прогрессу.
Сегодня можно отметить отход от прямолинейных, непосредственных форм репрезентации антикоммунизма и антисоветизма, хотя и такие формы не исчезли из обихода буржуазной пропаганды. Сегодня главная ставка делается на национализм, на подрыв стабильности социалистического общества в каждой стране, на ослабление единства социалистического содружества.
И для этого пропагандируются, например, «новые», приемлемые для буржуазии «модели социализма» — «национальный коммунизм», «гуманный социализм», «демократический социализм» и т. п.
Империализм сегодня не чурается реформистов, ревизионистов «правого» и «левого» толка, маоистов, рассчитывая, что их аргументы «ближе», «понятнее» различным слоям населения капиталистических стран.
В условиях намечающейся разрядки международной напряженности делаются попытки изменить основы социалистического правопорядка, оклеветать советский образ жизни, использовать обмен духовными ценностями для вмешательства во внутренние дела, законы, обычаи и тенденции страны.
Поэтому не случайно в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», которое определяет сейчас жизнь нашего кино, перед деятелями советского кинематографа ставится задача «показать экономические, общественные и культурные преобразования, осуществляемые советским народом под руководством партии, запечатлеть важные социальные изменения, происходящие в жизни рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, борьбу партии и народа за органическое соединение достижений научнотехнической революции с преимуществами социалистического строя», всесторонне отобразить процессы «расцвета и сближения социалистических наций, укрепления братской дружбы народов СССР».
10
Социалистическое искусство рассказывает миру правду о человеке, представляет жизнь, основанную на социалистических принципах, отвергающих эксплуатацию человека, обеспечивающих полное и всестороннее развитие личности.
Творческий, гуманистический характер социалистического искусства заявляет о себе на фоне все более определяющейся неспособности капитализма дать ответы на насущные требования общественного процесса, на фоне отсутствия вдохновляющих социальных идеалов, в условиях несовместимости империализма с растущими духовными запросами людей, их стремлением активно влиять на ход общественного развития.
Одним из основных направлений нашего наступления в идеологической борьбе должен быть показ того, что несет социализм миру и человеку.
Если рассматривать эту ситуацию относительно киноведения и критики, то становится очевидной актуальность разработки проблем глобальных функций и мирового значения советского и социалистического киноискусства. Следует отметить, что теоретиками кино и кинокритиками в этом направлении сделано немало, однако существует множество аспектов извращений истории и сути современного советского кино, которые бытуют в зарубежной печати и других сферах коммуникаций. Вот почему нам еще многое нужно сделать.
Между тем непреложной истиной является факт, что для судеб мирового кино, его дальнейшего развития огромное значение имеет и будет иметь опыт советского кино.
Вопросы, которые на протяжении всей истории нашего кино волновали и теперь волнуют и стимулируют творчество ведущих мастеров экрана, имеют не только внутреннюю, но и международную значимость, ибо они сосредоточены вокруг проблем совокупности отношений человек и революция. Трудно назвать кого-нибудь из наших мастеров, которые в творчестве своем в той или иной мере не были связаны с темой революционного преобразования общества. Именно эта тема становится все более и более важной и для прогрессивного зарубежного кино, ищущего честные ответы на действительные вопросы нашего времени.
Опыт нашего искусства имеет первостепенное значение для кино многих стран мира, потому что наше искусство 11 рассматривает и изображает революцию как процесс прогрессивный, созидательный, творческий. Лучшие наши фильмы раскрывают главное в революции — построить новое общество, сформировать и воспитать человека, чье сознание и деятельность обладают социалистическими чертами.
С этим тесно связана гуманистическая направленность нашего искусства, защищающего человеческое в человеке, человеческую личность в ее цельности и красоте.
Велико значение нашего искусства и для стран социалистического лагеря, ибо оно раскрывает опыт социалистического строительства, конфликты и нравственные проблемы, имеющие принципиальное актуальное значение.
Следует отметить огромную роль, которую играет наше искусство, его революционный и социалистический опыт в становлении культуры развивающихся стран.
Метод социалистического реализма имеет практически неограниченное значение, поскольку изображение действительности в революционном развитии, партийность и народность искусства являются закономерными для искусства, которое хочет способствовать своему народу в развитии социального и национального прогресса.
В исследовании особенностей нашего кинематографа, имеющих первостепенное значение, важное место должно быть отведено изучению многонациональной природы советского кино. Ленинская национальная политика обусловила в этой сфере одну из своих замечательных исторических побед. Возникновение и прогресс национальных культур, их всестороннее развитие в настоящее время, жизненно перспективное сочетание традиций национального искусства и социалистических принципов, интенсивный взаимообогащающий обмен художественными ценностями различных наций — все это представляет собой уникальный исторический опыт, неотъемлемую часть национальной и культурной политики Коммунистической партии.
Изучение и пропаганда этого опыта приобретают сегодня важное политическое и идеологическое значение, ибо буржуазные идеологи, в том числе киноведы, охотно используют в борьбе против социализма националистические тенденции, искажают и фальсифицируют итоги культурного развития народов нашей страны.
Мы не можем не видеть, что интернациональная природа социалистического искусства способствует развитию ху­ 12 дожественного богатства содержания и выразительных средств кинематографа.
Отмечая высокий творческий потенциал советского киноискусства, богатство и новизну его идейного содержания, не следует забывать и о его художественном уровне, о достижениях в области кинематографической формы и языка, зримо заявляемых в лучших произведениях нашего кино. Советское кино имеет большой, творчески яркий художественный опыт.
Новаторское по своей социальной сущности, советское киноискусство явилось революционером и в области всего художественного мира кинематографа, его эстетики в широком смысле слова. Многие значительные для судеб киноискусства открытия принципов и приемов монтажа, актерского искусства, использования звука и цвета, техники съемок сделаны выдающимися мастерами советского кино и стали достоянием мирового искусства экрана.
Целеустремленно постигая закономерности нового мира, вглядываясь в характер человека, совершившего Великую Октябрьскую социалистическую революцию и вышедшего строить новый мир, режиссеры и операторы, сценаристы и актеры нашего кино открыли новые сферы и новые средства художественного освоения действительности.
Конфликты острого социального звучания, революционно-преобразующая деятельность масс, и в первую очередь рабочего класса, социалистический склад личности, рожденный новыми производственными отношениями, переоценка в духе социализма старых моральных ценностей и выработка новых—-все это обрело свою вторую действительность на советском экране благодаря творческой деятельности замечательных художников.
Наследие мастеров советского экрана систематически изучается. Эту работу необходимо продолжить, ибо лучшие традиции и сегодня плодотворны и действенны. Но это только одна сторона дела. Другая, на которую следует обратить внимание, не менее важна и глубоко актуальна. Мы подчас не придаем заслуженного значения тому, что и сегодня художники советского кинематографа обогащают своим искусством практику мирового кино.
Конкретно, с научной глубиной раскрыть вклад нашего кино в мировую кинокультуру — это значит укрепить позиции марксистско-ленинских общественных идеалов, практи­ 13 чески поддержать сегодняшние поиски прогрессивных художников и достойно ответить зарубежным фальсификаторам истории советского кино.
Мы порой недооцениваем своих же собственных достижений. Часто и справедливо ссылаясь на победы советской классики — произведения С. Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, А. Довженко, Дзиги Вертова и других художников, заложивших основы киноискусства социалистического реализма, мы излишне скромничаем, когда приходит пора отдать должное великим режиссерам нашего кино, определившим его развитие в довоенные и послевоенные годы, а также нашим активно работающим современникам, выявить их вклад в передовое искусство мира. Речь идет о наследии М. Ромма, И. Пырьева, М. Калатозова, В. Шукшина, о фильмах С. Герасимова, С. Юткевича, Ю. Райзмана, И. Хейфица, Р. Чхеидзе, Г. Чухрая, Л. Кулиджанова, С. Ростоцкого, 10. Озерова, И. Таланкина, В. Наумова, А. Алова, С. Бондарчука и многих других мастеров нашего многонационального киноискусства.
Разумеется, нужно знать и изучать зарубежный кинематограф, но не следует ни преувеличивать его заслуги, ни преуменьшать принципиальные достижения нашего киноискусства, не следует забывать о них. Не разъедает ли нас всеядность, не теряем ли мы классовость в анализе сложных явлений современного зарубежного искусства? Об этом стоит подумать особенно потому, что в наших исследованиях идеологическая сторона западного искусства нередко вообще исчезает из поля зрения и речь идет только о ракурсе, внутреннем монологе, об удлиненном монтаже и тому подобных вещах.
Кинематографическая картина западного мира сегодня отнюдь не безоблачная. Симптомы кризиса финансового и художественного злокачественны и серьезны. Этим процессам надежно противостоит поступательное, прогрессивное, энергичное движение советской многонациональной кинематографии.
Наш кинематограф трудится над реализацией постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». Каждый год приносит серьезные успехи, у нас есть достижения, о которых можно говорить в полный голос, на которые необходимо направить исследовательские усилия киноведов. Мы понимаем, что у i 4 нас еще появляется много серых, скучных картин, по никогда искусство не определялось такими произведениями, его уровень определяют действительные достижения. Их нужно выявить, оценить, исследовать.
Мировое значение советского кино прежде всего определяется тем, что оно неизменно остается верным идеям коммунизма, мира и гуманизма, тем, что оно ведет разведку новых художественных способов освоения действительности, вводит в эстетический обиход широких масс ранее недоступные искусству жизненные сферы. Если буржуазный кинематограф проповедует идею тотального поражения человека, его бессилия перед лицом истории, смакует человеческие пороки и слабости, то кинематограф социалистического реализма исполнен веры в созидательные возможности человека, в его способность совершенствовать свой духовный и нравственный мир в процессе социального переустройства бытия.
Одной из характерных черт последнего периода развития нашего кино является активность в освоении современной темы. Созданные за последние годы фильмы можно рассматривать как продолжение принципиальных традиций творческого воплощения темы труда, возникновения и укрепления новых общественных и нравственных отношений, ярко проявляющихся в условиях развитого социалистического общества.
Получая прямое выражение в фильмах на современные сюжеты, тема современности — в широком методологическом смысле слова — пронизывает и произведения, действие которых происходит в иное время.
В этом смысле в одном ряду могут стоять такие фильмы, как «Самый жаркий месяц», с его актуальной темой личной ответственности каждого за рабочую честь предприятия, и «Лютый», с его трагически напряженным раздумьем о социальной судьбе человека, фильм «Премия» — злободневный кинорассказ о хозяйской активности человека труда, его кровной заинтересованности в общем деле, и фильм «Калина красная» — драматическая повесть об ответственности человека за выбор пути, за свои позиции по отношению к народу, к самому себе, к своему будущему.
В плоскости исторических раздумий о судьбе страны и ее людях можно рассматривать выдающиеся произведения этого года — «Они сражались за Родину» и «Выбор цели».
15
Любопытно проследить моральные истоки в поведении современных молодых людей в картинах «Романс о влюбленных» п «Сто дней после детства». О плодотворности национальных традиций можно говорить по фильмам «Белый пароход» и «Переполох в Салхинети».
Каждый из названных фильмов (список, разумеется, можно продолжить) решен в своеобразной творческой манере, для каждого найдена своя художественная стилистика, что свидетельствует о многообразии палитры нашего кинематографа. Разнообразие форм, стилей, творческих манер выступает объективной эстетической категорией социалистического реализма, обеспечивающей ему всесторонний охват жизненных явлений, их наиболее полное художественное отображение.
Наше кино занимает передовые рубежи в идеологической борьбе, развернувшейся ныне с особой остротой.
В этой борьбе мы результативны не только тогда, когда словесно разоблачаем и критикуем извращения буржуазного кино, но прежде всего тогда, когда в наших фильмах глубоко, талантливо и разносторонне воссоздаем образ советского человека —- строителя нового мира, раскрываем преимущества советского образа жизни, утверждаем свойственные социализму притягательные качества — гармоническое развитие личности и общества, новаторский дух, идеологию братства и сотрудничества народов, творческую неисчерпаемость. Естественная и органическая связь художника с жизнью определяет глубокую и подлинную народность его искусства, сообщает его произведениям дух истинного демократизма.
Вести наступательную борьбу в современных условиях можно только при условии самого активного освоения и пропаганды наших достижений и коммунистических идеалов, разоблачения и беспощадной критики империализма, его идеологии, его культуры.
В капиталистических странах отчетливо наблюдается кризис культуры,— это симптом усугубляющегося кризиса капиталистического строя в целом. Идеология и культура уходят своими корнями в социальную жизнь, где они и берут свое начало.
Во многих странах становятся все более ощутимы процессы культурной сегрегации. Цифры читаемости книг, посещений кино, театра падают. Это широко известные 16 факты, статистика свидетельствует, что с 1958 по 1972 год общее число зрителей в кинозалах сократилось больше чем наполовину. В этом «виновато» не только телевидение, как часто склонны полагать.
Тяга к культуре у широких масс трудящихся наталкивается и на материальные препятствия, и на факт отчуждения искусства от действительных интересов и чаяний трудящихся, ибо эти интересы отнюдь не совпадают с теми, которые свойственны представителям правящего класса и привилегированных групп. Это социальное зло капитализма, это глубинный процесс, не преодолимый средствами формальных ухищрений.
Теоретики критикуют «индустриальное общество» вообще, осуждают знание вообще, восхваляют «возврат к природе», к стихийности, которая противопоставляется созидательное™. Пессимизм и иррационализм, наводняющий культурологические эссе, стал их навязчивой атмосферой.
По мере углубления кризиса капитализма правящий класс выхолащивает из культуры ее прогрессивное содержание, подчиняя ее целям защиты существующего социального строя и тем самым все более удаляет культуру от народа.
До сих пор идеологам буржуазии не дает покоя наша Октябрьская революция, являющаяся притягательной силой для трудящихся масс.
Американский социолог Бпллигтон пишет: «Если центральная проблема для мыслителя XIX века состояла в том, чтобы определить свое отношение к французской революции, то центральная проблема для современного мыслител я — определить его отношение к русской революции».
Вокруг исторической тематики на мировом экране ведется острая идейная борьба. Не только пресловутые советологи, но и литераторы, и режиссеры, поставившие себя вольно или невольно на службу антисоветской пропаганде, пытаются извратить опыт социалистической революции, исказить историю нашего общества, очернить образ Ленина. Подобного рода фильмы постоянно выходят на зарубежный экран. Это одно из направлений идеологической борьбы.
В буржуазном кинематографе сделапо немало для того, чтобы фальсифицировать исторические уроки второй миро­ 17 вой войны и вытеснить из памяти людей титанический подвиг советского народа. Надо ли говорить о том, какое значение для художественного воссоздания правды имела киноэпопея «Освобождение» — картина, обошедшая экраны почти всех стран мира.
В последнее время в западном кино делаются попытки реабилитировать политический опыт фашизма, прежде всего германского. Корни этой моды связаны с идеологической тенденцией, внушающей серьезную тревогу: под лозунгом «объективности» и «многосторонности» делаются попытки приукрасить античеловеческий облик фашизма, морально уравнять жертву и палача. Идейное наследие антифашистской борьбы, вклад Советского Союза в разгром фашизма пытаются завуалировать.
Наука о кино должна ориентировать мастеров искусства в противоречивой художественной картине современности, в борьбе идей и стилей. Она способна привлечь внимание к подлинно художественным открытиям и развенчать различные подделки, отвергнуть ложные претензии, враждебные вылазки.
Обозреть и осмыслить сложную панораму этой борьбы, происходящей и на экране и вокруг экрана,— дело чрезвычайно важное и вместе с тем сложное. Необходимо раскрыть своеобразие нынешнего момента в противоборстве идеологий, показать, как при возрастающем накале идейных конфликтов меняются формы и средства борьбы, какие способы камуфляжа изобретают наши идейные противники в своем отчаянном сопротивлении неумолимому ходу истории.
Излюбленным арсеналом их идей являются современные идеалистические философские системы: экзистенциализм с его противопоставлением индивида обществу, неофрейдизм с его интересом к инстинктам и психозам внесоциальной личности, бескрылый позитивизм. Их идеи насыщают зарубежные фильмы и должны быть замечены и дезавуированы в своем существе.
Современной капиталистической системе, ее идеологам п пропагандистам особенно выгодна пестрота и разноголосица идейных течений, называющих себя социалистическими, ибо использование этой разноголосицы есть соблазнительное средство самозащиты капиталистического строя перед опасностью единого фронта борьбы за социализм.
18
Отсюда становится более понятной идеологическая и политическая роль распространенных на Западе плюралистических концепций и «безбрежных» методов, оказывающих несомненное влияние на кинематограф своей идейной и эстетической беспринципностью. Подобные концепции, по видимости как будто бы и утверждающие творческую свободу, социальный критицизм, на деле служат разложению и расколу фронта революционной критики капитализма.
Наша теория должна дать убедительный отпор такого рода концепциям, как и связанным с ними идеям деидеологизации и деформации искусства. Необходимо особо подчеркнуть важность массового, партийного критериев, важность принципиальности идейных позиций художников и теоретиков в анализе современной действительности и ее воплощения в кино.
Одной из характерных особенностей современного буржуазного кинематографа является чрезмерная распространенность псевдореалистических и откровенно натуралистических тенденций. Они проявляются в разных формах —- от чисто внешней стилизации искусства под хронику до прямого разрушения художественного образа, от стремления документировать «реальность как она есть» до самого разнузданного смакования низменных сфер жизни. Это довольно широкий круг явлений кинематографа, и его следует рассматривать конкретно и дифференцированно, поскольку в нем проявляются весьма различные творческие позиции — от заблуждений субъективно честных художников до циничной спекуляции.
Но при этом чрезвычайно важно подвергнуть принципиальной критике главную тенденцию, которая таится за этим разнообразием явлений кино. Тем более что тенденция эта подчас заявляет себя по видимости благородно и привлекательно, выступая с пафосом бесстрашной откровенности и сокрушительной критики. Принципиальный же порок этой тенденции состоит в том, что стремление «показать все» и «отвергать все» слишком часто оборачивается отказом от более глубокого и социально-конкретного осмысления мира, снижением художественных критериев, сползанием к мелкотравчатому натурализму и элементарному функционализму.
Идейная оценка явлений, изображаемых на экране, нередко вытесняется при этом констатацией фактов, разно­ 19 образием чувств — элементарностью физиологических проявлений. И оказывается, что добросовестный эмпиризм иных художников связан, в конечном счете, единой цепью с продукцией дельцов «массовой культуры», спекулирующих на низменных инстинктах зрителя.
Мы знаем творчество некоторых субъективно честных и талантливых художников западного кино, стоящих на позициях неприятия многих сторон капиталистической действительности, видящих ее социальные пороки и противоречия. Творчество этих художников пронизано духом субъективизма, исторического пессимизма, ибо они не видят путей преодоления кризиса буржуазного мира.
Искусство таких художников нуждается в пристальном внимании, в заинтересованном, но принципиальном анализе с позиций партийности и народности искусства.
В анализе явлений современного западного кино необходимо исходить из учения В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре, видеть и отмечать наличие элементов демократического и социалистического характера, стремление передовых деятелей искусства к художественному постижению действительности с позиций марксистской философии, идеологии рабочего класса.
Вопрос о художественном реализме, вопрос об объективно-истинном и социально-целостном понимании действительности и таком же воплощении ее в искусстве является вопросом огромной политической и эстетической актуальности.
Ни модернизм с любыми его модификациями, ни псевдореализм с его натуралистическими эксцессами не ведут, как показывает весь опыт развития киноискусства, к истинным художественным достижениям.
«Опыт свидетельствует,— писал Леонид Ильич Брежнев в приветствии участникам и гостям VIII Московского международного кинофестиваля,—что талант художника полнее всего раскрывается, растет и крепнет, когда его произведения служат народу, правдиво отражают действительность, когда он черпает вдохновение в исторических свершениях своего времени».
Служение народу, правдивое отражение действительности, связь с современностью и ее историческим прогрес­ 20 сом— вот что действительно может увлечь художника, дать ему свободу и успех творческого поиска. Если художник творит в русле социалистической культуры, которая вбирает в себя все лучшее, что было создано в прошлом и создает сейчас человечество, то его произведения действительно способны обогатить духовный мир человека, сделать его жизнь яркой и интересной, принести истинное эстетическое наслаждение и тем самым содействовать общественному прогрессу.

от news24

Добавить комментарий