Эвфемизмы — эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им. Например, «пожилой» вместо «старый».

Эдмасса — (admass, от advertisement — реклама, и mass — масса, аудитория) легковерная массовая аудитория, подчиненная рекламе, принимающая на веру рекламные обещания, подражающая символам и имиджам рекламных и PR-кампаний.

Экспонометрия — раздел фотографии, в котором определяют условия экспонирования фотографических материалов при фото- и киносъемках различных объектов или при фотокопировании, обеспечивающие наилучшее качество получаемых изображений по критериям качества, принятым в данной области фотографии. Основой экспонометрии служит известное в оптике соотношение между яркостью В объекта, изображаемого оптической системой с относительным отверстием 1/n (где n — положительное число), и освещенностью Е получаемого изображения: Е = gBn–2, здесь g — коэффициент, учитывающий светопотери в камере, распределение освещенности в плоскости изображения, угол, под которым наблюдается та или иная точка изображения, и другое. При выдержке t фотоматериал получает экспозицию Н = Et, а учет практической светочувствительности материала S = а/Н дает основное уравнение экспонометрии: B=k•n2/tS. Величина k = a/g называется экспонометрической постоянной. Это уравнение связывает лишь интегральные характеристики объекта, фотоматериала и изображающей системы. Из него исходили при разработке всех экспонометров до появления высокочувствительных малогабаритных фотоэлектрических приемников света. Последние позволили решать задачу локальной экспонометрии, т. е. определять условия экспонирования по яркости сюжетно важной части объекта. Значения k и интервалы их изменения нормируются соответственно области их применения. Для экспонометров, встроенных в фотоаппарат общего назначения, выбирают значение k в интервале от 10 до 17; для экспонометров, не связанных конструктивно с аппаратом, в интервале 10–13,5.

Тип функциональной связи встроенных экспонометрических систем с механизмами, устанавливающими условия работы аппарата при съемке, в значительной мере определяет степень автоматизации съемочного процесса и служит важной характеристикой фото- и киноаппаратуры.

Экспонометр — прибор для определения выдержки (экспозиции) при фотосъемке.

Экспозиция — в фотографии количество освещения, произведение освещенности на время освещения (экспонирования). Существует несколько способов определения экспозиции: по результатам измерения освещенности объекта, по результатам измерения общей яркости объекта, по результатам измерения яркостей отдельных участков объекта.

Эмпатия — идентификация говорящего с участником или объектом сообщаемого события, изложение сообщения с некоторой точки зрения.

Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (VIII–IX вв., Китай) и Камо Темэя (XIII в., Япония). В качестве самодовлеющего жанра эссе ввел в литературу М. Монтень в своих «Опытах» (1580). Столь же непосредственны и прихотливы — с парадоксальным оттенком торжественности — проповеди Дж. Донна.

Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-«метафизик» А. Коули (1618–1667), автор «Некоторых рассуждений в форме эссе»; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики. В XVIII–XIX вв. эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Эссе стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р.У. Эмерсон, Г.Д. Торо). Наиболее глубоко жанр эссе укоренился в английской литературе, где утвердился как импровизированное, скрыто диалогизированное обращение к широкому читателю. В XX веке эссеистика переживает расцвет — крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к эссе в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж.П. Сартр). Для русской и советской литературы жанр эссе не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского. К жанру эссе обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей в эссеистике работали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.

Эстетический плюрализм (англ. aesthetic pluralism) — концепция, возникшая в ходе дискуссий о массовой культуре и являющаяся компромиссом между сторонниками и противниками массовой культуры; суть ее заключается в признании неизбежности сосуществования в современном индустриально развитом обществе нескольких типов и уровней развития культуры, между которыми нет непроницаемых границ, при этом каждая из культур имеет право на автономное существование, будучи востребована своей аудиторией.

Этика журналистики (англ. ethics of journalism) — в сфере средств массовой информации существует немало документально зафиксированных этических принципов, которые должны служить, по замыслу их авторов и инициаторов, формированию неких этических критериев для практических журналистов. Так, рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы, декларируют необходимость соблюдения журналистами и редакциями следующих норм:

• утверждение этической ответственности масс медиа в условиях их возрастающей роли в развитии современного общества и демократии;

• включение в профессиональные критерии журналистики необходимости четкого осознания прав и обязанностей, свобод и ответственности;

• соблюдение различий между новостями и мнениями, недопустимость смешивания этих понятий;

• новости должны основываться на истинности их изложения, быть проверенными и доказанными, беспристрастными, заголовки должны как можно точнее выражать суть фактов;

• мнения могут содержать мысли и замечания о реальных событиях, они должны выражаться честно и этично;

• мнения в форме комментариев к событиям не должны скрывать реальных фактов;

• задача СМИ — информирование граждан, имеющих право на свободу информации;

• свобода информации является фундаментальным правом, утверждаемым в ст. 10 Европейского соглашения о трансграничном телевидении и во всех демократических конституциях;

• власти должны обеспечивать плюрализм в СМИ и осуществление свободы выражения, права на информацию и предотвращение цензуры;

• охрана свободы должна присутствовать не только для СМИ, но и внутри их, поскольку в корпоративную структуру СМИ входят издатели, владельцы и журналисты, между которыми существуют различия.

Согласно рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы, представители СМИ разных уровней должны понимать, что информация — это не предмет потребления, а фундаментальное право граждан, и его нельзя подавлять в угоду рекламным доходам. Если этот принцип будет соблюдаться, то к аудитории со стороны СМИ отношение будет не как к массе, но как к индивидуумам. Журналисты обязаны придерживаться принципа презумпции невиновности, сохранять личные тайны, добывать информацию с помощью законных и этически допустимых средств, избегая попыток использования своих прав для личного влияния и престижа. В условиях обострения конфликтных ситуаций, связанных с терроризмом, дискриминацией меньшинств, ксенофобией или войной, СМИ должны соблюдать моральные обязательства по уважению человеческого достоинства, решению проблем мирными средствами, противостоянию насилию, конфронтации, отвергать все формы дискриминации, основанные на культуре, поле или религии. Особенно важно все это соблюдать в телевизионных программах для детей и юношества, защищая их от пропаганды насилия, секса и потребительства.

Во многих странах профессиональными журналистскими ассоциациями осуществлялись попытки создать документы, в которых были бы собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали. Успешными эти попытки были не всегда и не везде. Приемлемо для постсоветского пространства в сублимированном виде основные этические принципы профессии достаточно четко сформулированы в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста», принятом союзом журналистов России.

Эфир — обобщенное наименование среды, в которой возможно распространение радиоволн.

Эфирное вещание (англ. over-the air-broadcasting) — передача радио и телевизионных сигналов через эфирное пространство. Устоявшаяся и считающаяся традиционной форма передачи информации, в отличие от неэфирных форм вещания, к которым относят кабельное телевидение и проводное радио, а также кассетную форму передачи видео и аудиоинформации.

Эффект бумеранга (англ. boomerang effect) — неблагоприятная, нежелательная реакция аудитории на излишне броскую рекламу в СМИ, а также на чрезмерно абсолютизированные образы в PR-кампаниях. Эффект бумеранга может иметь и противоположное развитие, когда образы, преподносимые СМИ в отрицательных характеристиках, воспринимаются аудиторией как положительные. Последнее проявление во многих случаях достаточно характерно для постсоветской аудитории.

Эффект отчуждения — в отличие от эффекта присутствия, или эффекта реальности, предполагает отдаление, отстранение изображаемых лиц, событий, конфликтов и т. д. от их объективных и реальных прототипов и источников, а также придание изображаемым объектам и процессам качеств необычных, парареальных, мифологизированных, метафизических.

Эффект пристрастия (англ. biasing effect) — влияние пристрастного отношения журналиста к излагаемой им информации на ее качество, формы передачи, а значит и на характер восприятия данной информации аудиторией. Диапазон действия эффекта пристрастия чрезвычайно широк — от политических и идеологических предубеждений в откровенной пропаганде до эмоционально-психологических и лингвосемиотических разновидностей, связанных с различными формами и средствами передачи и получения информации.

Эффект присутствия — создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, позволяющей зрителю (слушателю, читателю) ощутить себя находящимся на месте события. Используется также понятие эффект реальности (reality effect). Считается, что это явление относится прежде всего к кинематографу и аудиовизуальным СМИ, прежде всего к телевидению, а также к виртуальным образам, создаваемым на основе компьютерной техники, однако ряд исследователей полагает, что эффект присутствия может быть присущ и печатным СМИ, в том случае, если читатель проникается чувством сопричастности к изображаемым событиям.

Эффект «стадности» (англ. bandwagon effect) — повальное увлечение личностями политических лидеров, спортсменов, звезд экрана и эстрады. Этимология понятия связана с некогда распространенными в США публичными выступлениями лидеров предвыборных гонок с уличных платформ (bandwagon) в сопровождении оркестра и толпы поклонников. Постепенно значение термина расширилось, распространяясь на сферу массовой моды и «стадного» увлечения ее рекомендациями, а затем и на массовую культуру в ее разнообразных проявлениях. В коммуникативистике эффект «стадности» рассматривается как непременный атрибут массовой культуры и средство манипулирования общественным сознанием посредством СМИ, средство внесения необходимых корректив в общественную психологию и социальное поведение.

от news24

Добавить комментарий