Элизабет Миллер родилась 23 апреля 1907 года в Покипси, штат Нью-Йорк. Травматический опыт, пережитый девочкой в детстве, наложил отпечаток на всю ее жизнь: когда Ли было семь лет, друг семьи изнасиловал ее и заразил гонореей. После болезненного лечения родители отвели дочь к психиатру. Доктор сказал, что девочке стоит научиться разделять любовь и секс. Повзрослев, Ли воспользовалась этим советом: как правило, ее любовники либо сгорали от ревности, потому что Миллер не считала физическую измену изменой, либо изначально соглашались на открытые отношения.С 8 и до 19 лет, когда Ли уехала из родительского дома ради учебы в арт-колледже, она позировала обнаженной своему отцу, фотографу-любителю. Однако по счастливой случайности первые успехи она сделала не в мире искусства, а в индустрии моды. Основатель Condé Nast буквально спас девушку от столкновения с автомобилем на Манхэттене и, пленившись ее красотой, пригласил сниматься для Vogue. Правда, первая обложка с Ли была еще рисованной, авторства легендарного иллюстратора Жоржа Лепапа. После этого девушка в течение двух лет позировала лучшим фотографам того времени — Эдварду Стайхену, Николасу Мюрею и Георгию Гойнинген-Гюне. Конец ее карьере модели положила рекламная кампания прокладок Kotex 1929 года, после которой ее перестали воспринимать всерьез как девушку Vogue.В 22 года Ли решила попробовать себя по другую сторону камеры. Она улетела в Париж и пришла к Ману Рэю со словами: «Я ваша новая ученица». Фотограф принципиально не брал учеников, но не смог устоять перед напором молодой американки. Вскоре она стала его музой, любовницей и напарницей. Сама Ли однажды сказала, что ей «необходимо быть полностью поглощенной — работой или мужчиной». В их романе с известным фотографом одно с другим тесно переплелось: они вместе придумали эффект соляризации, многие ее фотоработы того времени приписывались авторству Мана Рэя, в богемных кругах ее соответственно называли «мадам Ман Рэй», а сам ее любовник и наставник сходил с ума от ревности к единомышленникам-сюрреалистам. После того, как Ли снялась в «Крови Поэта» Жана Кокто, Ман Рэй в знак протеста стал уродовать ее изображения в своих работах. Через три года Ли устала от этих страстей и светской жизни и улетела обратно в Нью-Йорк — чтобы открыть собственную студию.В Нью-Йорке Ли вновь ждал успех. Ей заказывали рекламные кампании такие гиганты, как Elizabeth Arden, Helena Rubinstein и Saks Fifth Avenue, голливудские звезды уровня Лилиан Харви и Гертруды Лоуренс приходили к ней за портретными съемками. Итогом этого короткого периода стала прижизненная персональная фотовыставка — первая и последняя. В 1934 году Миллер встретила египетского бизнесмена Азиза Элу Бея, вышла за него замуж и улетела в Каир в надежде на спокойную семейную жизнь. Однако сидеть на месте оказалось не в ее натуре — она начала активно фотографировать пирамиды и пустыни. Эти снимки Ли, сделанные в сюрреалистической манере, вдохновляли Рене Магритта. Но Ли хватило ненадолго. Как и в прошлый раз, она заскучала спустя три года в отношениях и вновь уехала от возлюбленного — на этот раз в Париж, где встретила главного мужчину своей жизни, британского художника Роланда Пенроуза. Она согласилась переехать к нему в Англию, но по дороге туда ее застала Вторая мировая война.

Добавить комментарий